Надежда Чепрага

Надежда Чепрага

            Со стороны порой может показаться, что творческий путь того, или иного популярного певца легок, безоблачен, чрезвычайно удачлив. В самом деле, не каждому исполнителю удается столь быстро добиться признания у многомиллионного слушателя, как это случилось, например, с молодой молдавской певицей Надеждой Чепрагой. Но задумываемся ли мы над тем, что для такой удачливости вовсе не достаточно иметь просто привлекательную внешность и хороший голос, которыми щедро одарила Надежду природа.
            Путь артиста - это всегда путь в гору, всегда восхождение, требующее все больших усилий по мере приближения к недоступной блистающей вершине. Но только почему-то одному каждый его шаг дается с трудом, а другой шагает быстро, легко и широко. И, думается, зависит эта самая скорость восхождения от степени целеустремленности, уверенности в своих силах и, главное, уверенности в том, что тобой избран единственно правильный путь. Твой путь.
            Он начался для Нади Чепраги в селе Распопены, где еще в раннем детстве будущая певица удивляла и радовала односельчан своим звучным, мелодичным "мурлыканьем", как называла это мама. Наде всегда хотелось, чтобы ее слушало как можно больше людей. Село Распопены - это дно чаши. А стенки ее - небольшие зеленые горы, плотным кольцом обступившие селение. И вот чуть ли не каждое утро забиралась Надя на одну из гор и пела громко, на все село, сама же себе и аплодируя.
            В школьные годы у Нади появились свои постоянные слушатели-поклонники, для которых она наряжалась в мамины широкие длинные юбки и цветастые шали. Порой она делала это без спросу, и тогда не обходилось без трагикомических курьезов. Так, однажды она изображала цыганку. Обмотав вокруг себя темную атласную юбку, извлеченную из старинного сундука, она под звуки музыки торжественно выплыла на школьную сцену и вдруг, каменея от стыда, услышала непроизвольно вырвавшуюся громкую бабушкину реплику из зрительного зала: "Ах, такая-сякая, мою юбку взяла! Да это ж я себе на похороны припасла!"
            В селе работал в то время учитель музыки П. С. Жемна. Он обратил внимание на одиннадцатилетнюю Надю Чепрагу, когда она запела у костра на одном из пионерских сборов в лесу. Учитель начал заниматься со способной девочкой. Надя стала выступать в школьном ансамбле "Думбрэвица", принимать участие в районных смотрах самодеятельности.
            Несмотря на дочкины артистические успехи, родители, работавшие в колхозе, мечтали видеть ее преподавателем. Они считали, что в Молдавии петь умеют все, а Надежде нужна специальность, серьезная профессия. После школы ее отправили в город Бельцы поступать в педагогический институт, что не составило для Нади, с отличием закончившей школу, большого труда. Но...
            Родители не догадывались, что их дочь уже начала то самое восхождение по единственной своей тропинке и теперь не было силы, которая могла бы ее остановить или заставить свернуть в сторону. Правда, и сама Надя еще не очень-то понимала это. Там, в Бельцах, она действовала словно подсознательно, повинуясь каким-то неожиданным порывам. Ну как объяснить самой себе, например, то, что она, шестнадцатилетняя девчонка, во время концерта гастролировавшей у них хоровой капеллы "Дойна" вдруг оказалась за кулисами и стала упрашивать артисток взять ее на работу в хор... Маленькая, щупленькая. И шестнадцати-то не дашь. "Да тебе еще подрасти надо!" - смеялись артистки. Но отнеслись к ней по-доброму, внимательно. Посоветовали ехать в Кишинев, поступать в Кишиневское музыкальное училище имени Штефана Няги.
            Сообщив отцу, что она якобы провалилась на экзаменах в институт, Надя поехала в столицу Молдавии. И поступила! Стала учиться сразу на двух отделениях: вокальном и дирижерском. Не зря, видно, один из ее близких друзей сказал о Надежде Чепраге: характер нервный, впечатлительный, но если уж чего решила, никто ее не остановит - непременно добьется своего.
            Да, судьба вроде бы улыбалась Наде. Но мы знаем, что судьба особенно милостива к тем, кто не боится труда и не избегает трудностей, а этого всегда было достаточно в ее жизни. Надя унаследовала от своих родителей не только беззаветную любовь к своему краю, но и то упорство, стойкость, волю, с какими молдавские земледельцы веками трудились на полях и виноградниках. Взять хотя бы училище, где она училась с 1971 по 1975 год, ведь девушке пришлось начинать с нуля. На первых порах - сплошные слезы! Ее голос, привычный к свободе, к раздолью родных просторов, отказывался повиноваться ей, умещаться в строгие ученические рамки, когда будущему певцу надо прежде всего уметь правильно дышать, посылать точно звук, строить фразу... Надиной работоспособности хватило бы на десятерых. Во всяком случае, ее хватило еще и на то, чтобы вечерами петь народные песни в самодеятельном ансамбле "Веселия", куда ее пригласил преподаватель училища Степан Стоянов.
            Результаты сказались скоро. Уже через несколько недель застенчивая деревенская девушка с серо-золотистыми глазами оказалась в Болгарии на Фестивале болгарской и советской молодежи (1971 г.), потом в Дрездене на Фестивале германо-советской дружбы (1971 г.). Победа на всесоюзном телевизионном конкурсе народного творчества "Карусель", она впервые пела с оркестром Ю. В. Силантьева, а затем выступление парижском зале "Олимпия" в Дни культуры СССР (1972 г.).
            Представьте юную певицу в национальном костюме, с косой до колен, на роскошной и весьма престижной парижской сцене. Между прочим, Надя Чепрага была там единственной самодеятельной исполнительницей среди других участников концерта.
            Став солисткой Молдавского радио и телевидения (1973 г.), она успешно участвовала во Всемирных фестивалях молодежи и студентов в Берлине (1973 г.) и Гаване (1978 г.), а также в Сопоте на Международном фестивале эстрадной песни (1980 г.). И везде, где бы Чепрага ни выступала за рубежом, после концертов ее окружали восторженные толпы: "Мы увидели и услышали настоящую Молдавию! Спасибо вам!"
            Певице на всю жизнь запомнились слова деда Василия из Котовского района, с которым она познакомилась в одной из своих поездок по республике в поисках народных песен: "Песню надо не только слышать, но и видеть". "Сделаю так, чтобы ее увидели и слушатели", - решила Чепрага, отчетливо представляя, сколь сложна и трудоемка эта задача. Но ей иначе нельзя - в зарубежных гастролях и поездках по нашей стране она выступает как представитель Молдавии, как бы олицетворяя молодость и красоту своей республики. Именно поэтому каждый свой концерт Чепрага начинает вокализом "Мелодии моей родины", только голосом и музыкой. Готовила она этот вокализ четыре года, отрабатывая каждую музыкальную фразу. Ее голос здесь превосходно выдерживает соревнование с виолончелью, и скрипкой, и флуером...
            Надежда Чепрага исполняет немало песен на молдавском языке (это основа ее репертуара), но они становятся близки и понятны каждому, не только молдаванину, ибо певица в любой песне старается найти и донести до слушателя, так сказать, зримый, осязаемый образ песни. И Чепраге это почти всегда удается, столь свободно и вдумчиво владеет она своим голосом. Это достигается и многокрасочной сменой интонаций голоса, диапазон которого необычайно широк (три октавы), и сдержанной, но красноречивой мимикой, и точными, изящными движениями, жестами, каждый из которых соответствует эмоциональному характеру исполняемого произведения. В ее молдавских песнях всегда присутствует обобщенный образ земляка - такого, какой трудится от зари до зари в поле, веселится и танцует на свадьбах, скорбит о неразделенной любви...
            Надежда говорит, что для нее главное - найти верный рисунок той или иной песни. Как же идет работа над новым произведением? Прежде всего в воображении певицы возникает некая обобщенная картина песни, в "палитре" которой учтены и основная мысль, и мелодия нового сочинения, его эмоциональный настрой и внутренняя динамика. Разумеется, особое внимание уделяется отработке движений, выбору соответствующего костюма.
            Несколько лет назад певица, выступая в телевизионном конкурсе "С песней по жизни", получила приз за мастерство и телегеничность. Под "телегеничностью" подразумевалось кроме внешних данных умение вести себя на сцене. На этот счет у Чепраги существуют твердые принципы: "Стараюсь быть на сцене такой, как в жизни. Зритель чувствует, когда ты скромен, а когда развязен. Я тоже моментально чувствую реакцию зрительного зала. У каждого певца есть своя аудитория. Я убеждена, что моя аудитория, мой слушатель более всего ценит голос, образ песни, а не гимнастику на сцене. Именно такой слушатель близок и мне".
            Артистка не любит громкого музыкального сопровождения, грубых форсированных звуков. Музыка ее песен - это всегда наслаждение, радость, раздумье. Слова песен - это исповедь души человеческой, ее счастье или горе.
            Чепрага считает, что семьдесят процентов успеха новой песни обеспечиваются ее умным, интересным текстом. Она, такая, на первый взгляд, спокойная, уступчивая, становится придирчивой, непримиримой, когда ей не нравятся слова песни. Тут она готова идти на конфликт.
            Именно с конфликта началось ее знакомство с народным артистом Молдавской ССР, лауреатом Государственной премии республики композитором Евгением Догой, которое потом переросло в творческое содружество. Е. Дога впервые увидел и услышал певицу на телеэкране, в "Карусели", и решил предложить ей свою новую песню. Его привлекли широта диапазона голоса Чепраги, а также манера исполнения песен, близкая к народной, будто согретая горячим солнцем.
            На эстраде (причем не только молдавской) периодически возникает некоторый крен: увлечение многих певцов недолговечными, но модными шлягерами. А это порой пагубно сказывается и на профессиональном уровне исполнителей. И был момент, когда Е. Дога даже не мог представить себе, кто сможет петь его песни. Насыщенные национальным колоритом, эмоционально богатые, как бы вмещающие в себя всю многогранность народной души и оттого сложные по своей структуре, его произведения требовали от исполнителя серьезной, углубленной работы над музыкальным материалом.
            И вот Е. Дога показал Наде - она в то время еще училась в музыкальном училище - "Веселую свадьбу". Для начала будущая исполнительница отвергла слова. Композитор посмотрел на нее удивленно и сказал, рассчитывая, очевидно, немало озадачить девушку: "Хорошо, пишите слова сами!" Он тогда не знал, что Надя сочиняет стихи, некоторые из них даже печатались в газетах. В результате для "Веселой свадьбы" был принят вариант ее слов. Этой радостной, оптимистичной песне, рассказывающей о современной жизни молдавского народа, была суждена долгая жизнь.
            Многие давно уже считают "Веселую свадьбу" народной песней. И дело тут не только в раздольной, красочной мелодии - композитор постоянно пополняет свой творческий арсенал из сокровищницы молдавского фольклора, - немаловажную роль сыграл выбор исполнителя. Сколько задора звучало в голосе еще мало известной широкому слушателю певицы Надежды Чепраги, сколько жизнеутверждающей силы! Она воссоздавала в песне истинно народный характер.
            Вот вкратце ее содержание: идет молдавская свадьба в современном селе, и староста свадьбы приглашает дорогих гостей за стол. Он предлагает выпить вина за здоровье молодых, порадоваться их счастью, а под конец свадьбы собирает огромный хоровод дружбы. И пусть к этому хороводу присоединятся все народы нашей страны и пусть громче играют лэутары, чтобы о веселой молдавской свадьбе услышал весь мир.
            Голос певицы крепнет от куплета к куплету, становится энергичнее, звонче, задорнее. С помощью вокала ей удается передать всю драматургию музыкального произведения - от первых минут свадьбы, когда гости, еще не успевшие как следует познакомиться друг с другом, сдержанные, немногословные, рассаживаются за столы, и до последних, когда веселье становится неудержимым, когда каждый человек становится добрым и душа распахивается перед соседом...
            Эта песня стала визитной карточкой певицы, свидетельствующей и о ее профессиональном мастерстве, и о способности к перевоплощению. Н. Чепраге особенно удаются песни, написанные для нее Е. Догой. В ее репертуаре более тридцати его песен. И среди них такие ритмичные, темпераментные, как "Струны гитары" (стихи Я. Халецкого) или "Весна - ровесница любви" (стихи И. Резника). Но есть и лирическая песня "Солнечный день" (стихи В. Лазарева), где исполнительница доверительно делится с нами своими чувствами, своим отношением к миру, убеждая в том, что жизнь прекрасна сама по себе, что нужно уметь радоваться свету, хорошему дню, нужно удивляться красоте земной, ценить ее, как и красоту человеческую. В этой песне, как и во многих других на музыку Доги, певица использует весь свой голосовой диапазон - от альта до сопрано.
            Тема любви к земле, на которой живешь, нашла свое яркое продолжение и в популярнейшей песне Доги на стихи В. Лазарева "Мне приснился шум дождя", посвященной полету космонавтов. Композитор и поэт как-то услышали по телевизору выступление Героя Советского Союза космонавта Виталия Севостьянова, где он, вспоминая свой полет, произнес те самые слова, которые и стали названием песни. Надежде Чепраге вместе с артистом Вадимом Кононовым предстояло воссоздать на сцене атмосферу внеземного полета, передать ностальгию человека по родине и одновременно показать мужество космонавта, его твердую веру в скорое возвращение:
                                    "Вот бы встретились нам в пути
                                    Поле наше и в нем березка.
                                    Только вне Земли не найти
                                    Этот русский пейзаж неброский".
            Исполнителям удалось передать в этой песне точную ноту светлой грусти, лишенной излишней сентиментальности и мелодраматизма. Голос Чепраги символизировал в этом дуэте не только красоту планеты Земля, но материнскую нежность и гордость, терпеливую надежду, саму женственность, беззащитную и покоряющую, без которой так трудно жить сильной половине рода людского...
            Кстати, следует отметить, что, при всей любви и близости певицы к земле, к родным истокам, она чужда заземленности. Наоборот, лирической героине Чепраги свойственно стремление ввысь, минуя повседневную суету, к осуществлению самых прекрасных надежд и мечтаний; стремление как бы одним взглядом охватить весь мир, понять и разделить его радости и печали. Вспомним "Мою бесконечную землю" Е. Доги на стихи В. Лазарева, песню торжественную и протяжную:
                                    "Жить, мечтая, поднимаясь на встречу дня...
                                    Даль земная, обними меня!
                                    Даль земная, подари ты мне два крыла..."
или одну из недавних работ композитора и певицы - "Человеческий голос" (стихи Р. Рождественского). Взволнованно, страстно исполняет это произведение певица, ее, как и всех, волнует вопрос: быть или не быть миру на нашей планете.
                                    "Человек, постой, погоди!
                                    Докажи, что ты существуешь не зря.
                                    Распахни глаза, хоть на миг ощути,
                                    Как прекрасна жизнь и земля..."
            "Надежда Чепрага обладает очень красивым бархатным голосом, который можно узнать из тысячи других - по тембру, своеобразию, емкости, - говорит композитор Е. Дога. - Попытки разных певцов петь те мои песни, которые поет Чепрага, оказались неудачными. Очень уважаю в Наде одно из прекраснейших ее качеств - обязательность. Если нужно, она в любое время и куда угодно готова поехать на выступление. Если что-то обещает сделать, значит, об этом можно не беспокоиться".
            "Я очень дорожу дружбой с Евгением Дмитриевичем Догой, - говорит Надежда Чепрага. - Большое счастье для певицы найти свою песню, своего композитора. И особенно такого, как Дога. Его музыка искренна и очень богата. Евгений Дмитриевич хорошо знает технику вокала, и в его сочинениях линия вокальной партии всегда развивается логично, плавно. Он дышит родной землей, ему близок характер молдавского народа. И что очень важно - композитор тщательно работает с певцами. Но, наверное, поэтому сотрудничать с ним трудно: он неимоверно строг, требователен. Иногда я дохожу до отчаяния, но зато конечный результат меня всегда удовлетворяет".
            "Я никогда не была в отпуске", - неожиданно признается Надежда. Какой уж тут отпуск, если даже на гастроли или на съемки (до недавнего времени) приходилось ездить с чемоданом, набитым учебниками, и в антрактах их читать. Получалось, что певица много ездит по стране, бывает в разных городах, а кроме сцены и кулис практически ничего не видит. Чепрага закончила Кишиневский государственный институт искусств имени Г. Музическу, вокальный и дирижерский факультеты. Почему еще и дирижерский? Да потому, что этот факультет дает певцу необходимое знание оркестровки, звучания каждого инструмента, умение определить, насколько сочетается с ним звучание собственного голоса. Там, в стенах института, ее всегда ждет самый добрый человек в мире (как считает Надежда) и самый строгий педагог - народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР Тамара Савельевна Чебан, для которой заслуженная артистка Молдавии, лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов Надежда Чепрага всегда останется ученицей.
            Т. С. Чебан убеждена, что искусство пения на эстраде достигается через классику. Поэтому она, разложив на пюпитре оперные клавиры, говорила Надежде: "У тебя лирическое сопрано, здесь забудь про эстраду, про цветы и аплодисменты. И вообще знай, что Мария Биешу поет по шесть часов в день. А ну-ка, давай повторим партию Иоланты, а потом - Виолетты".
            Когда же после занятий речь все-таки заходила о песне, Тамара Савельевна не раз повторяла: "Главное - никому не подражать. Пропусти песню через себя, продумай ее. Пой со смыслом, теплотой, а не просто демонстрируй силу голоса. Эффект от этого не больше, чем царапанье алмазом по стеклу. И основное: не иди на поводу у моды. Пой хорошо, и будет модно!"
            Т. С. Чебан давно взяла шефство над Чепрагой, еще с Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине, где певица поразила и слушателей и жюри, в которое входила Тамара Чебан, исполнением "Дойны". (Много лет назад на Первом Всемирном фестивале молодежи в Праге в 1947 году знаменитая Тамара Чебан тоже получила золотую медаль, и тоже за "Дойну".)
            Когда Чепрага закончила пение, она со страхом взглянула на притихший зрительный зал и вдруг увидела счастливые, чуть-чуть повлажневшие глаза Тамары Савельевны. После концерта народная артистка подошла к юной исполнительнице. Так состоялось их знакомство, превратившееся в долгую дружбу. Тамара Чебан говорит: "Знаю Надю с тех пор, как ее назвали "способной девчонкой". Работает она много, упорно. Прекрасно играет на фортепиано, изучает иностранные языки, литературу и искусство. Ее качества - настойчивость, трудолюбие и дисциплинированность - дают ей возможность вести скрупулезный поиск выразительных средств на сцене, не увлекаясь внешними исполнительскими эффектами.
            Я старалась научить ее бескомпромиссной взыскательности к себе. Надя - человек очень скромный, она воспринимает замечания без болезненного самолюбия".
            Тамара Савельевна иногда поругивает Надежду, главным образом за то, что у нее порой мало времени остается на тренаж. Артистка много ездит, а как солистка радио регулярно должна делать большое количество фондовых записей, над которыми работать надо особенно тщательно. Да ведь и над другими тоже! Иначе Чепрага не умеет. И разве можно работать кое-как, вполсилы с такими композиторами, как А. Пахмутова, А. Мажуков, Р. Паулс, Р. Амирханян?..
            А разве можно было работать вполсилы с Юрием Васильевичем Силантьевым, замечательным музыкантом и заинтересованным воспитателем молодых эстрадных исполнителей?.. Мне довелось встретиться с народным артистом СССР Ю. В. Силантьевым незадолго до его кончины. Приведу его слова, сказанные в адрес Надежды Чепраги:
            "Молдавская народная манера пения очень специфична, обладает рядом самобытных вокальных приемов, необычайно развитой импровизационной основой, упругим ритмом. Все это отлично демонстрировала Чепрага еще начинающей певицей. Надя очень выросла за время нашей с ней творческой дружбы. Достаточно сказать, что теперь ее уже приглашают на песенные фестивали не только как участницу, но и как почетного гостя наряду с другими прославленными советскими певцами.
            Когда меня спрашивают, трудно ли работать с тем или иным исполнителем, я отвечаю: трудно бывает тогда, когда человек, вставший перед микрофоном, не умеет петь. Что касается Чепраги, то, если коротко, она умеет петь. За то время, что я ее знаю, певица овладела всеми премудростями музыкальной грамоты, и для нее уже не составляет труда разучить любую новую песню. Кроме того, в Наде появилась большая требовательность к себе в отношении нюансировки исполняемых песен, появилась большая профессиональная гибкость. Ее выступления в концертах почти всегда являются украшением программы. Хочу подчеркнуть, что одним из главных условий успеха на эстраде является еще и артистическое обаяние певца или певицы. Надежда Чепрага предельно обаятельна на сцене!"
            Более всего волнует Чепрагу сегодня проблема оригинального репертуара. Своего. В связи с этим она нередко отказывается от съемок в кино, от участия в телепередачах - не хочет и не может браться за все сразу. Она не хочет торопиться, хотя и считает, что у певицы короткий век. Но, по ее мнению, и за этот недлинный век все равно можно быстро надоесть, наскучить слушателю, если не суметь обрести своего лица (или вдруг потерять его), не суметь найти свою песню. Здесь спешить ни в чем нельзя.
            Она не спешит. Наверное, от своих односельчан усвоила певица ту основательность и неспешность, благодаря которым - в немалой степени - ей по сию пору удается избегать стандартизации, опасность которой угрожает всем популярным артистам. Неспешность, вдумчивость не только в выборе песни, но и в ее исполнении помогают ей придать любому произведению свежесть, даже неновому возвратить первозданность. А песня, написанная специально для Чепраги и ею впервые спетая, неизбежно становится как бы ее собственной, неотделимой от певицы, ее голоса, всего облика. Это произошло, например, с "Нежной мелодией" композитора П. Теодоровича (стихи Г. Виеру, русский текст Я. Акима).
            Выходу "Нежной мелодии" в эфир, как обычно, предшествовала долгая, обстоятельная работа певицы над текстом, подробный анализ песни. "Где тот родник, что дарит нежность?" - почти шепотом, словно остерегаясь спугнуть утреннюю тишину леса и боясь прослушать ответ на свой робкий вопрос, начинает певица. Голос струится мягко, трепетно, хотя мы уже слышим, как родниковое его звучание, грусть по неведомому пока счастью перерастает в требовательное, страстное утверждение права человека на счастье, на любовь. И эта убежденность в том, что а мире существует только доброта, что мир светел и ясен рядом с любимым, не покидает лирическую героиню Чепраги; она усиливается от слова к слову, достигая наивысшей выразительности в припеве:
                                    "Ты - песня сердца, ты музыка моя.
                                    Печаль и радость, печаль и радость,
                                    Теперь вся нежность только для тебя..."
            Хочется еще раз подчеркнуть, что и в этой песне, очень современно оркестрованной, пронизанной сегодняшним острым ритмом, мы слышим не просто эстрадную певицу - мы слышим еще и молдаванку. И дело здесь не только в импровизационности, присущей молдавскому пению вообще, не только в своеобразной постановке голоса, но и в особой душевной наполненности каждой ее песни, где сразу угадывается национальный характер: темпераментный, щедрый на "печаль и радость", лишенный легкомыслия, но живой, доверчивый и артистичный...
            Она не спешит. А надо так много успеть!
            - Пробую сама писать музыку. Особенно тогда тянет сесть за фортепиано, - улыбается она, - когда наслушаешься блеклых, неинтересных песен, которые нередко приносят композиторы. Прихожу домой, сажусь, беру какие-то аккорды и думаю: вот бы сочинить сейчас что-нибудь красивое, мелодичное, трогательное. Иногда на свет действительно появляется песня. Хорошая или плохая, судить не мне, но, во всяком случае, около десятка песен у меня уже есть. Я их даже исполняла!
            Одно из ее недавних сочинений - песня "В краю родном" (стихи Н. Добижа, русский текст Ю. Павлова) - пользуется огромной популярностью в Молдавии, ее поют и профессиональные и самодеятельные певцы, она стала победителем нескольких республиканских песенных конкурсов. Думаю, успех произведения в немалой степени можно объяснить тем, что Надежда и как композитор осталась верна себе, своей теме. Я говорю о любви к родной земле, ее людям, ее прекрасным мелодиям и песням: "Дойна, дойна, ты звени во мне самой нежной скрипкой в тишине..."
            - Не дает мне покоя одна мечта, - рассказывает Чепрага, - задумала я в ближайшем будущем организовать этнографический фольклорный ансамбль, целый театр народной песни. В поездках по республике я собрала более шестидесяти забытых песен, считаю, что любой - самый современный - эстрадный певец не должен отрываться от своих родных корней, от народного искусства.
            ...Привыкшая к тому, что всюду ее провожают десятки любопытных глаз, сразу узнающих популярную певицу, Надежда Чепрага всегда красиво одета, красиво причесана, подтянута. И всегда слегка сосредоточена, как перед выходом на сцену. Такой я увидела ее и дома. Наутро ей предстояло лететь в Москву - на съемки праздничного "Голубого огонька". Новую, только что сочиненную для "Огонька" песню она разучивала уже ночью, так как в течение всего дня ее дом был полон людей: заходили друзья, режиссеры телевидения, редакторы радио, поэты, композиторы и беспрестанно звонил телефон.
            А ее лицо оставалось приветливым, добрым и улыбчивым, покоряющим своей терпеливой готовностью выполнить любые просьбы...

Н. Алексеева,
глава из книги "Певцы советской эстрады" - выпуск второй.
(Москва "Искусство" 1985), стр. 210-220.

 
 

(c) 2002 Nadia Chepraga
HOME - www.chepraga.ru