Надежда Чепрага:
"Мой талисман - народная песня"

         Сегодня гость нашего клуба - популярная эстрадная певица, лауреат всесоюзных и международных фестивалей и конкурсов, народная артистка Молдавской ССР Надежда ЧЕПРАГА. Она любезно согласилась ответить на вопросы, предложенные "Сельской газетой"

Надежда Чепрага - Надежда Алексеевна, среди части публики бытует мнение, что у эстрадных певцов - легкая жизнь. Какова она, эта "легкая жизнь", с вашей точки зрения?
- Видимо, тут дело обстоит примерно так же, как с космонавтами. О них ведь тоже порой говорят: что, мол, особенного - взлетел, поглазел в иллюминатор на звезды, приземлился. Я далека от того, чтобы сравнивать эти профессии по трудности и сложности. Общее тут одно: люди видят конечный результат, не зная, сколь нелегким трудом он достается. Наша "легкая жизнь" - это изнурительная, требующая полной самоотдачи работа, работа до седьмого пота, частые расставания с домом, кочевой, гостиничный быт - всего просто не перечислишь.

- У многих наших "звезд" была песня, открывшая им дверь на эстрадный Олимп: "Арлекино" у Пугачевой, "Червона Рута" у Ротару, "Письмо из 45-го" у Евдокимова. Есть и более свежие примеры. В прошлом году "Вернисаж" вынес на гребень успеха Вайкуле, сейчас у всех на слуху серовская "Мадонна". Был ли такой счастливый "талисман" у Надежды Чепраги?
- Нет. Более того. Я никогда, даже в самом начале своей эстрадной карьеры, не ориентировалась на так называемые шлягеры, эффектные однодневки. И если некоторые мои старые песни - "Кодры", "Человеческий голос", "Мне приснился шум дождя", "Счастья вам, люди", "Тайна" - звучат и сегодня, значит, было в них нечто большее, чем только модная мелодия. А счастливый талисман у меня все-таки был, он и сейчас остается со мной - это молдавская народная песня. Ей я верна всегда.

- Молдавия - поистине песенный край, он подарил стране множество прекрасных певцов. Где, в какой ее части вы родились, часто ли бываете на своей "малой родине", ощущаете ли потребность время от времени прикоснуться к своим истокам, родникам?
- Я родилась и росла на севере Молдавии, в селе Распопены. Это край кодров, край удивительно добрых и отзывчивых людей. И еще - очень любящих песню, не представляющих себе жизни без нее. Так было и в доме моих родителей. Рядовые колхозники, они не просто любили - чтили песню, без нее не обходилось никакое дело. Наверное, поэтому я начала петь так же просто и естественно, как говорить. Музучилище, институт искусств - все это было уже потом... Меня всегда тянет в мои родные Распопены, как к роднику с живой водой. Стараюсь бывать там каждый год, чтобы вдохнуть чистый воздух детства, поклониться дорогим могилам, мысленно спросить у мамы, так ли, правильно ли живу...

- Вы поете на молдавском, русском, украинском языках. Наверное, этот перечень можно продолжить.
- Я с особым удовольствием пою по-молдавски, ведь я молдаванка с примесью греческой крови. Но в моем репертуаре есть песни на языках многих народов СССР. Когда выезжаю за рубеж, обязательно стараюсь подготовить песню на языке страны, оказавшей мне гостеприимство. Пела на французском, который хорошо знаю с детства, английском, греческом, датском, вьетнамском, лаосском и других языках. А основной, "рабочий" язык - конечно же, русский, который у нас в стране понятен всем.

- Было время, когда в нашей эстраде погоду многие годы делали одни и те же певцы. Теперь ситуация решительно изменилась. Все время вспыхивают новые "звезды" и "звездочки". И порой так же быстро гаснут... Вы на профессиональной эстраде уже 14 лет. Как вам удается столько времени "удерживать" зрителя, чего это стоит?
- Тому, что на эстраде постоянно появляются новые имена, нужно только радоваться. Ведь чем больше хороших певцов, тем красивее и ярче жизнь. Даже если исполнитель продержится на сцене хотя бы пять лет, уже можно сказать, что он состоялся как артист. Что же до того, что "звезды" гаснут... Наша профессия жестока, она требует постоянного самоограничения, отказа от многих радостей и соблазнов, отличной физической формы, непрерывного творческого поиска и совершенствования. Не всем это оказывается по силам.

- Какова карта ваших гастролей? Часто ли вам приходится выступать перед сельским зрителем?
- География моих гастрольных поездок достаточно широка. Я выступала с концертами едва ли не во всех союзных республиках, в Сибири, на БАМе. Не раз выезжала за границу, пела во Франции, ФРГ, Дании, Венгрии, Польше, ГДР, Чехословакии, Болгарии и других странах. Совсем недавно вернулась с гастролей по Вьетнаму и Лаосу. Но самыми желанными для меня остаются встречи с сельским зрителем. Это самая отзывчивая и благодарная публика, тонко чувствующая народную песню. С нею я всегда легче нахожу контакт, может, потому, что и сама я сельская корнями и душой. К тому же, в деревенской глубинке часто нахожу что-то новое, интересное для себя. Так, в Волгодонском районе Ростовской области услышала и включила затем в свой репертуар прекрасную старинную песню "Строго не суди".

- Какой из многочисленных фестивальных призов вам дороже всего и чем?
- Наверное, самый первый. Шутка ли: в 16 лет, будучи самодеятельной певицей, завоевала золотую медаль на фестивале народной песни в Париже. Тогда же (не могу не похвалиться) на приеме в честь участников фестиваля танцевала с самим президентом Франции Жоржем Помпиду.

- С кем из композиторов вы наиболее плодотворно сотрудничаете? Каков вообще у вас критерий отбора песен для своего репертуара?
- Я дружна со многими композиторами - Пахмутовой, Морозовым, Мигулей, Овсянниковым, Райбургом. Но наиболее близко мне творчество Евгения Доги. Во-первых, его песни необыкновенно мелодичны, а, во-вторых, он очень тонко чувствует индивидуальность певца, для которого пишет, учитывает его возможности и диапазон. Что касается репертуара, то к его выбору отношусь очень взыскательно. Хороших песен вообще-то много, но найти среди них свою бывает очень нелегко. Если чувствую нерв в тексте, если есть к нему мелодия, затрагивающая душу, начинаю работать над сценическим образом песни, над вокалом, над пластикой и прочими слагаемыми исполнения.

- С каким оркестром (или ансамблем) вы сейчас выступаете?
- Выступать приходится с различными эстрадно-симфоническими оркестрами. А постоянно работаю сейчас в Молдавской филармонии с группой "Плай" ("Край"), музыкальным руководителем которой является С. Дорин.

- Недавно в Витебске проходил I Всесоюзный фестиваль польской песни. Следили ли вы за ним? Какое впечатление он произвел на вас?
- Самое отрадное. Редко когда с первой попытки все получается так удачно. Хочу поздравить с этим успехом Игоря Михайловича Лученка, который, я знаю, вложил много старания, да что там старания - души в организацию фестиваля. Спасибо ему за его труды. Единственный огорчительный штрих - то, что в фестивальных концертах наши певцы-профессионалы исполняли далеко не лучшие свои песни, да еще под фонограмму. А вот поляки молодцы: пели прекрасные вещи, и "живьем".

- Наши читатели довольно много знают о певице Надежде Чепраге. А какая она в обычной жизни - жена, мать, хозяйка?
- Обыкновенная, как все. Мой муж - доктор экономических наук. Сыну Ионелу исполнилось восемь лет, нынче он идет во второй класс. Люблю свою семью, свой дом, люблю хозяйничать. Считаю, что предназначение женщины, кем бы она ни была,- создавать уют в доме, делать счастливой жизнь близких людей.

- Валерий Леонтьев как-то сказал, что свои костюмы он придумывает и шьет сам. А как решаете эту проблему вы?
- Костюм певца - это первое, что видит публика. Он должен отражать индивидуальность артиста, соответствовать духу и характеру песни, быть одновременно удобным и модным. Я не пользуюсь услугами модельеров, в их платьях нет особинки. Поэтому свои костюмы всегда "сочиняю" сама. А шьют их в ателье, тут тоже нужен профессионализм.

- Что вы читаете? Кто ваши любимые писатель, художник, композитор?
- С жгучим интересом читаю сейчас прессу. Стараюсь не пропускать и литературных новинок. В нашей домашней "читальне" есть практически все толстые журналы. Если что- то упускаю за время гастролей, муж подсказывает, что нужно прочитать в обязательном порядке. Любимый писатель - Джек Лондон, живописцы - Леонардо да Винчи и Илья Глазунов, композиторы - Бах и Верди.

- Какое ваше главное (после музыки) увлечение в жизни?
- Собственно, я уже ответила на этот вопрос - чтение. А еще люблю плавать в бассейне. Помимо удовольствия, это очень помогает поддерживать физическую форму.

- Певцы часто жалуются после концерта на зрительный зал: мол, не приняли, не поняли... А как складываются у вас отношения со зрителем?
- Я считаю, что в конечном счете здесь все зависит от самого певца, от его культуры - общей и музыкальной. Он должен быть хорошо подготовленным именно к данному концерту, уверенным в себе, расположенным к зрителю. Зал непременно почувствует и оценит это. Ну и, конечно, нельзя выходить на сцену в дурном настроении. Для артиста это непозволительная роскошь.

- Иногда приходится слышать: эстрадные певцы получают бешеные деньги. Может быть, внесем ясность в этот вопрос и поставим точки над "i".
- Это весьма распространенное заблуждение. В действительности певцы у нас получают за свой труд намного меньше, чем их коллеги в любой другой стране. Судите сами: высшая разовая ставка у эстрадного артиста - 19 рублей. Стоимость сольного (подчеркиваю - сольного, в двух отделениях) концерта - две ставки плюс полставки за мастерство. Итого - 47 рублей (без вычета налогов). А сколько таких концертов может дать певец за месяц? Если, конечно, он артист, а не, мягко говоря, концертодатель...

- Перестройка существенным образом затронула все стороны нашей жизни. Коснулась ли она эстрады? И какие надежды связывает с перестройкой певица Надежда Чепрага?
- Перемены на эстраде видимы и ощутимы. Перестали быть запретными многие острые темы. В полную силу зазвучали голоса поэтов, композиторов, певцов, чье творчество долгое время замалчивалось или, во всяком случае, не поощрялось. Обрели права гражданства целые направления и течения в музыке, до недавнего времени считавшиеся сомнительными. Однако это хоть и важная, но чисто внешняя сторона. Что же касается глубинных процессов, то здесь у перестройки еще непочатый край работы. В частности, оздоровлению эстрадной жизни во многом способствовало бы внедрение хозрасчета. Он снял бы многие административные препоны, стимулировал более справедливую оплату труда артистов. Для меня лично перестройка - это обновление репертуара, выход на острые и сложные вопросы, которые ставит жизнь, посильный вклад в их решение своим творчеством и общественной деятельностью.

- Часто ли вам приходится бывать в Белоруссии и когда гастрольные маршруты снова приведут вас в нашу республику?
- С Белоруссией у меня давние и добрые связи. Несколько раз выступала с гастролями в вашей республике, полюбила ее прекрасный народ, его самобытное искусство. С искренней симпатией слежу за творчеством И.Люченка, Я.Евдокимова, "Песняров". Это подлинные таланты, которыми белорусы вправе гордиться. С болью в сердце восприняла весть о чернобыльской трагедии, которая коснулась своим крылом и Белоруссии. Что может сделать певец? Дала несколько концертов, сбор от которых пошел в фонд помощи пострадавшим, выступала перед участниками ликвидации последствий аварии. Мне вообще по душе наметившийся в нашем обществе поворот к милосердию, к состраданию ближнему. Считаю своим гражданским долгом участие в этом движении. Так, в последнее время выступила с концертами, средства от которых передала в Детский фонд и фонд помощи воинам-интернационалистам. Что касается очередной поездки в Белоруссию, то сказать определенно, когда она со- стоится, затрудняюсь, так как гастроли у меня расписаны уже на полтора года вперед. Но в том, что такая встреча случится, я не сомневаюсь и, как всегда, буду рада ей.

- И последнее. Что бы вы хотели пожелать читателям "Сельской газеты"?

автограф на память

Интервью провел А. СТРЯПЧИЙ.

Газета "Сельская газета", №207 (13908), 8 сентября 1988 г.,
г. Минск

 
 

(c) 2002 Nadia Chepraga
HOME - www.chepraga.ru